Предисловие...

Вот наконец созрел для написания отчёта о нашем путешествии по странам Средней Азии. Воспоминания об
этой поездке до сих пор греют душу, хоть и прошло без малого четыре месяца…А всё начиналось с того, что в один прекрасный день наша доблестная «Белавиа» объявила о грандиозной распродаже билетов в честь дня авиации. Направления, куда можно улететь задёшево были разные, начиная от Кутаиси и заканчивая Барселоной. В этот день совершенно спонтанно мне позвонила моя подруга Марина и
предложила  воспользоваться такой халявой и купить билеты до Алма-Аты. В этом городе базируется известный альплагерь «Туюк-Су», а у Марины была заветная мечта там побывать и изучить азы альпинизма. С недавнего времени меня тоже очень манят горы, поэтому я быстро принял её предложение и уже на следующий день мы стали счастливыми обладателями дешёвых билетов Минск-Алма-Аты. До заветной поездки оставалось полгода. Ну что,
отсчёт времени пошёл))). И всё бы ничего, но в конце мая, неудачно упав с велосипеда, я сломал руку.- "Ну всё, «Туюк-Су» накрылся медным тазом",- подумал я. Но, как гласит пословица, не было бы счастья, да несчастье помогло. Мне
пришлось отказаться от своих первоначальных альплагеревских планов и думать, что мне делать с этими билетами. Не откладывая это дело в долгий ящик, решил устроить автостопное путешествие по странам Средней Азии, а именно по
Казахстану, Узбекистану, Таджикистану и Киргизии  со стартом и финишем в Алма-Ате. Оставалось дело за малым, составить маршрут и найти попутчика. С первой частью задания я справился на ура, а вот попутчика пришлось искать долго….И вот, как это обычно бывает, совершенно спонтанно на выходные меня «вытянули» съездить в Санкт-Петербург, на город посмотреть да в Эрмитаж сходить. В Эрмитаж я так и не попал, зато встретился со своей давней подругой Полиной, которая вот уже несколько лет живёт и работает в Питере. Рассказав ей о своих планах на сентябрь, она очень вдохновилась и сказала, что возможно напросится поехать вместе со мной. Но честно говоря я не особо на это рассчитывал, так как до часа ИКС оставался месяц, а билеты на самолёт из Питера в Алма-Аты мягко говоря не
дешёвые. И каково было моё удивление, когда за 3 недели до вылета мне звонит Полина и спрашивает, нашёл ли я попутчика. Я ответил, что нет и скорее всего поеду один, на что она мне сказала, что с удовольствием составила бы
компанию…..Через пару дней Полина благополучно приобрела билеты и уже во всю паковала рюкзак, готовясь покорить Среднюю Азию.

Алма-Аты и Казахстан!

В предвкушении приключений и гор, садимся с Мариной на самолёт, который через 5 часов доставит нас в Алма-Аты. Пока летели, успели познакомиться с девушкой Олесей, с которой мило и душевно проболтали всё это время. По прилёту обменялись с ней контактами, попрощались и устремились на поиски Полины, самолёт которой должен был прилететь десятью минутами позже. Встретившись, решили пару часиков «покимарить» в зале ожидания аэропорта, поскольку время было раннее (около 5 часов утра) и автобусы в город ещё попросту не ходили. Найдя несколько свободных
сидений мы втроём «водрузились» на них и сладко уснули….Проснулись мы в районе 8 утра. Привели себя в порядок, перекусили и двинулись на выход из аэропорта. Там сели на автобус № 76, который за 70 тенге унёс нас прямо в центр города. По городу мы гуляли примерно до часов четырех вечера. За это время успели посетить Кок-Тобе, Медео, погулять по центру на Абая. Стоит отметить, что в Казахстане вход к любым достопримечательностям, заповедникам, памятникам природы и архитектуры платный. Так посетить Кок-Тобе на фуникулёре обойдётся вам в 1500 тенге, на автобусе 300, пешком бесплатно, но долго. Чтобы полицезреть изнутри на спортивный комплекс «Медео» нужно раскошелиться на 1000 тенге, подняться на канатке повыше – 2000 тенге, а уж если захотел взобраться  на  Чимбулак,то будь добр заплати 3000 тенге.Забегая вперёд отмечу, что процентов 70 наших общих затрат на путешествие (несчитая билетов) пришлись именно на первый день в Алма-Аты.…

Хэлп!!! Или как мы выбирались из Алма-Аты.

Ближе к вечеру мы проводили Марину к альплагерю, а сами стали думать, как нам выехать на окраину города в поисках хорошей позиции для стопа. Пошерстив интернет и сайт Хичвики, мы выяснили, что нам следует попасть на рынок Олтын-Орда, а уж оттуда начинать свой путь. Однако это оказалось не так уж просто. Спрашивая у местных дорогу, мы постоянно заезжали куда угодно, но только не к Олтын-Орде. Сменив наверное  –надцать автобусов мы случайным образом попали к рынку Саяхат. Следует отметить, что это своеобразная «Мекка» общественного транспорта Алма-Аты. Отсюда наверное можно уехать в любую точку города. Вот и нам повезло сесть на автобус прямо до Олтын-Орды. 60 тенге, полчаса в пути и мы на месте. Всё из тех же хичвиков мы вычитали, что здесь МОГУТ быть «тюлени» и становиться на позицию нужно за ними. И как только мы вышли из автобуса, то увидели просто кучу голосующих людей ,длинную вереницу машин, застрявших в пробке и толпу «тётенек-зазывальщиц» на автобус или маршрутку. Мы подумали и решили, что тут нам ловить нечего и нужно пройти дальше по трассе хотя бы километров на 10. И вот, не устояв перед упорством одной из
«тётенек-зазывальщиц», садимся в очередную маршрутку, которая за 60 тенге увезла нас в городок Каскелен, что в 20 км от Алма-Аты. Пока мы ехали, уже успело стемнеть. Начали задумываться о том, что наверное стоит где-нибудь
«закемпинговаться». Немного подумав, решили вылазить из этого городка на трассу и уже там искать место ночлега. Выйдя к трассе Алма-Аты – Шимкент, решили испытать удачу и попробовать застопить машину. Не прошло и 5 минут, как рядом с нами останавливается семейная пара на минивене, которая направлялась в город Кордай. Рассказав о нашей сущности, они с радостью согласились нас подвезти. После десяти минут пути, Полина уже вовсю сопела в две дырочки и мне пришлось налаживать коммуникацию с общительными казахами уже одному. Разговоры о политике, дружбе народов и гостеприимстве казахов не давали мне уснуть. Но это было до поры до времени.  Где-то через час уже и я ушёл «в царство Марфея». Не долго музыка играла……машина остановилась у какой-то придорожной лавке, которая к нашему удивлению ещё была открыта. В этот момент мы одновременно с Полиной проснулись. Оказалось, что эта семейная пара нас решила угостить кёже. Кёже – это такой кисломолочный напиток на основе пророщенных зёрен пшеницы. Очень кстати, ведь мы с Полиной давно уже ничего не ели. Зашёл нам этот напиток вместе со свежей лёпешкой, которой нас
также угостили,на ура. В знак благодарности и мы преподнесли им небольшой  подарочек из Беларуси – тюбик сгущёнки. Сытые и счастливые  отправились дальше в путь….В Кордай мы приехали в 11 вечера. Попрощавшись, отправились искать место для ночлега. Бивак разбили достаточно быстро и уже через час мы сладко спали.

Алма-Аты Алма-Аты

Дорога на Шимкент.

Утром мы быстренько собрались, перекусили и вышли на трассу. Поток был небольшим и многие ехали по локалу. Останавливалось много деньгопросов.  Через минут 30 после наших попыток удалось таки застопить машину. За рулём был казах средних лет, который вёз целую машину лепешек в посёлок, примерно в 30 километрах за Кордаем. Водитель оказался неразговорчивым,но в конце пути лепешкой все же угостил....Побродили немного по посёлку, заскочили в местный магазин и затарились мороженым. Идём такие по поселку, морожко едим, с нами все здороваются.....Одна тетенька даже пряниками хотела угостить,правда мы не сразу поняли,что от нас хотят,т.к. она не знала русского языка. Да да,в Казахстане вдали от крупных городов люди,в особенности женщины,не знают русского языка. Так,медленно но верно,мы дошли до конца  деревни. Не успели выйти на трассу,а к нам подьезжает паренек на стареньком "жигули" и предлагает подвезти. Ему нужно было попасть в город Шу,поэтому он нас довез до развязки. Следует отметить,что основной поток машин уходит именно на Шу,а в сторону Шимкента поток слабоват для трассы, соединяющей два крупных города. Всё дело в том, что этот кусок дороги строился специально в объезд Киргизии,через территорию которой проходит старая трасса,начиная от Кордая через Бишкек и заканчивая городом Мерке,где эти две трассы соединяются. Сделано это было с целью предотвращения таможенных проволочек грузового автотранспорта,следующего из Алма-Аты в Шимкент.

Долгие ожидания "нашей" машины

Сказать что мы долго ждали следующей попутки - ничего не сказать. Никто как назло нас подбирать не хотел. Так мы и шли по обочине любуясь бескрайними просторами казахских степей....

Потеряв уже всякую надежду на положительный исход решили присесть на обочине дороги,жажду утолить да дух перевести. И тут, совершенно неожиданно для нас, останавливается темно-зеленая нива и водитель предлагает подвезти. За рулём сидел парень по имени Иван,а рядом с ним пожилая женщина по имени Светлана. Сами они родом из Украины, но уже давно живут в Казахстане. Светлана и Иван оказались очень интересными собеседниками. Оказалось,что они работают в заповеднике в 50 километрах от Шимкента и пока мы были в пути очень много про него рассказывали и даже предлагали остаться у них на несколько днец. По дороге остановились в придорожном кафе,где нас любезно угостили казахским пловом и чаем с лепешками.

Так мы добрались до посёлка Шакпакбаба. Оттуда мы быстро застопили машину до города им. Рыскулова. По пути заскочили в мечеть,чтобы наш водитель смог помолиться. Мы же с интересом наблюдали за всем происходящим, ведь до этого быть в мечетях не доводилось.

Путь был не близким,поэтому,  прибыв в городок им. Рыскулова, сразу пошли искать,где можно перекусить да чтобы подешевле. В итоге судьба привела нас в магазин к одной очень милой женщине. Она сразу подкупила нас своей харизмой и искренностью. Магазином эту небольшую торговую лавочку с маленьким ветхим диванчиком в углу назвать было сложно. Хозяйка нас сходу усадила на этот диванчик и поставила кипятиться чайник на небольшую самодельную плитку. Пока закипит вода мы ждали добрых полчаса. За это время успели заточить по хычину с мясом и вдоволь наслушаться историй от тетеньки. Тем временем и чайник закипел. Женщина, не долго думая, берет с прямо с прилавка пачку чая и расфасованный пакет сахара, две глубокие тарелки (кружек под рукой не оказалось) и насыпает туда по ложке чая и сахара. После этого благополучно их ставит обратно на прилавок продаваться дальше. За этими посиделками с чаем даже и не заметили как пролетело два часа. -"Ну что ж,нам пора!" Нужно было по плану к темноте добраться до Шимкента. Тетя-продавщица подсказала отличное место для автостопа и мы направились именно туда. Но это же ведь Казахстан,а в Казахстане,особенно в пригородах крупных городов,очень много "тюленей". И эта хваленая площадка как раз и оказалась местом скопления людей,жаждущих уехать на Шимкент. Сложно соперничать с людьми,которые едут за деньги,тем более, что здесь обычно набивалась целая машина желающих Безуспешно простояв пару часов, решили все таки поехать за деньги, ведь кровь из носу нужно было добраться до Шимкента. Желающих подвезти не за спасибо здесь было хоть отбавляй,поэтому попутку долго ждать не пришлось. Не забыв хорошенько поторговаться,быстренько садимся в машину и уезжаем из этого городка. Разговор с водителем особо не клеился,как впрочем и с многими из тех,кому платишь за проезд. Ведь ты заплатил денюжку,а значит не должен сотрясать воздух всякими там беседами. Только к часам девяти вечера мы ступили на "шимкентскую" землю. Честно говоря,этот город произвёл на нас с Полиной большее впечатление нежели чем Алма-Аты. Чистые и ухоженные улицы, приемлемые цены (хычины здесь к примеру дешевле почти в два раза). А вот с общественным транспортом проблема. После 9 вечера он попросту не ходит,за исключением редких автобусов. Шимкентцы в это время суток передвигаются в основном сити стопом или реже на такси. Вот и мы решили воспользоваться первым способом,чтобы выехать за город в сторону трассы на Ташкент и там где-нибудь поставить палатку. На одной из остановок скооперировались с двумя женщинами и парнем,чтобы сэкономить на проезде.  Наши попутчицы тормознули паренька на BMW и смогли сторговаться на проезд до 100 тенге с носа. Рассказав о своей сущности и планах на ближайшее будущее, парень наотрез отказался брать с нас деньги за проезд. Более того, начал нам пихать тенге, полученные с остальных пассажиров. А ещё одна из тётенек при выходе из машины угостила нас булкой хлеба (уже третьей за два дня). Как потом оказалось, у казахов есть традиция угощать хлебом в дорогу. Благополучно выехав за город, вылезли в темноту и поплелись вдоль трассы, освещённой фонарями. С целью пополнения запасов воды, заскочили в ближайший автосервис. Ответив на типичный блок вопросов мы уже было хотели попрощаться с ребятами и искать подходящее место для ночлега. Но не тут-то было....Парни предложили подвезти нас ещё дальше, в сторону одной из АЗС, начальником которой был их хороший друг, чтобы мы там смогли переночевать, набрать воды и помыться. Приехав туда, начальник АЗС сразу дал добро поставить палатку заправкой. Так, под стрекотание сверчков и шум редко проезжающих мимо машин мы уснули....

Эпилог....

О том, как мы попали в Узбекистан, что мы там делали, наши общие впечатления, да и вообще с чем эту страну едят, я расскажу во второй части своего блога.....