Держим путь к границе!

На часах было всего лишь половина седьмого утра, а солнце уже вовсю подогревало тент нашей палатки, тем самым давая понять, что харэ валятся - надо вставать. Планы на день были наполеоновские. К обеду нужно добраться до столицы Узбекистана - города Ташкент. А это не много не мало 150 километров. Долго не "рассупониваясь", свернули лагерь, поели, помылись, попрощались с начальником АЗС и вышли на позицию.

Долго ждать не пришлось. Нас быстро подобрала  семейная пара на минивене, которая направлялась в город Сарыагаш. За окном мелькают уже приевшееся за эти дни виды казахстанских степей. По дороге заехали в какую-то кафешку, где продавались хычины с мясом. В очередной раз нас любезно угостили и ни в какую не захотели брать деньги. Что интересно, хычины здесь были почти в два раза дешевле и вкуснее тех, которые нам продала та милая тётенька из городка им. Рыскулова. Вот что значит втереться в доверие туристу)))....За искренним и душевным общением время пролетело незаметно... Довезли нас до развилки на Жибек-Жолы. Однако вместо того, чтобы просто высадить нас и уехать в свой Сарыагаш, водитель вылез с машины и пошёл договариваться с местными "бомбилами", чтобы те довезли нас до "кардона". Переговоры прошли успешно и машина до казахско-узбекской границы уже поджидала нас. Прощание с гостеприимными казахами немного подзатянулось....Нам опять дали в дорогу лепёшку (между делом уже 4). Мы же в ответ подарили маленькую бутылочку белорусского бальзама....К казахско-узбексой границе  добирались на стареньком жигули. За эти семь километров дороги, водитель успел спросить тот набор вопросов, который обычно задают все....Хоть на диктофон записывай, чтобы потом не повторяться))

Слухи о прохождении границы Жибек-Жолы.

Перечитав множество отчётов о прохождении казахско-узбекской границы мы готовились к худшему. Ведь чего там только  не писали: и то, что здесь процветает коррупция и от массовых поборов пограничников никуда не денешься, и то, что если не задекларируешь хотя бы одну монетку, могут изъять все деньги.....Так вот, могу с уверенностью сказать, что всё это полнейший БРЕД.  Начну с того, что ещё перед вылетом мы узнали, что в Узбекистане скончался президент Ильхам Алиев. В связи с этим фактом, как нам рассказал один из водителей, страна закрыла все свои границы. Но к нашему счастью, именно в день нашего приезда, на четвертый день после объявления о смерти, границы снова открыли. -" Ну вот, обшманают с ног до головы" - подумали мы. Тут и в обычный "базарный день", если верить отзывам, досконально проверяют, а тут ещё и президент умер.

Что нужно знать об узбекских сумах?!

Помня о том, что на границе могут понадобиться узбекские сумы, решили обменять немного денег. Поменяв всего 1000 рублей России по курсу 1 к 85, нам дали целую пачку местных денег (мы попросили дать нам меньшими купюрами, так удобнее расплачиваться). Стоит сказать, что в Узбекистане существует три разных курса: 1). Официальный. Это курс обмена валюты в банках страны. Он как правило не выгодный и примерно в полтора раза ниже того, что предлагают на чёрном рынке. Это связано главным образом с тем, что для граждан Узбекистана установлен жёсткий лимит на покупку валюты,поэтому многие меняют её на чёрном рынке по завышенному  курсу; 2). Курс  у специализированных менял на границе,рынке, у вокзала и тд. Обмен валюты у них выше, чем в банках, но тоже не совсем выгодный, ведь эти люди тем самым зарабатывают себе на кусок хлеба; 3). Обычные люди либо просто торгаши на рынке. Если предложить местным жителям обменять сумы, то те вряд ли откажутся. Единственное, следует для начала разузнать у местных менял курс продажи валюты, а потом предлагать обмен по меньшему курсу. Например у менял курс покупки рубля 1 к 85, а продажи 1 к 95. Если предложить какому-нибудь таксисту или продавцу на рынке купить у Вас рубль скажем за 92 сума, то они ваши иноземные  денежки "с руками оторвут".

Проходим казахско-узбекскую границу.

Все формальности с валютой были решены и мы двинулись в сторону КПП, надеясь на лучшее, но и были готовы к худшему. Пробравшись через вереницу людей, рьяно предлагающих заполнить за нас миграционные карточки, подходим к окошку паспортного контроля. Людей как ни странно практически не было, поэтому это процедура у нас заняла не более 5 минут. Дальше нас направили пройти таможенный контроль. И тут ничего сложного. Рюкзаки прошли через рентген и на этом всё, нас отпустили с миром. Один из казахстанских погранцов оказался нумизматом и попросил подарить ему какую-нибудь белорусскую денежку....Нам этого добра было не жалко, ведь в Беларуси была деноминация и старые деньги вскоре превратятся в обычные бумажки. Рассказав всё это пограничнику, он с ещё большей радостью принял от нас пару стареньких купюр, которые потом побежал показывать своим коллегам. Казахская часть была пройдена на ура, оставалась задачка посложнее, пройти узбекскую границу. Преодолевая путь между двумя границами, сразу кинулось в глаза, что на вход в Казахстанскую часть КПП очередь растянулась где-то метров на пятьсот. Челноки, валютчики и перекупы  - все были тут как тут. Вот что значит граница три дня закрыта была. Когда мы подошли к узбекскому КПП, то увидели, что здесь скопилось  много народу. И здесь нам стали предлагать услуги по заполнению миграционной карты, но мы от этих людей отчаянно отнекивались. Стендов с образцами заполнения миграционной карточки на трёх языках (узбекском, русском и английском) было хоть отбавляй, поэтому оставалось только взять чистый бланк и вписать туда свои данные. Заполняется обязательно в ДВУХ экземплярах. Первый забирает себе пограничник, а второй остаётся при себе вплоть до момента выезда из страны. Нужно проследить, чтобы на двух экземплярах были поставлены печати, иначе могут возникнуть проблемы. Основные пункты, на которые обращают самое пристальное внимание - это количество декларируемой валюты в тех денежных единицах, которые при себе, а также перевозимые ценные вещи и имущество. Парадокс в том, что для валюты выделено всего-то две строчки. У меня к примеру было пять разных наименований денег (рубли российские и белорусские, тенге, сумы и доллары), которые пришлось "лепить" в эти две строчки. Из ценных вещей  указывали, что с собой у нас телефоны, фотоаппараты (при себе их было 3 штуки, а перевозить можно только по одному, но нас пропустили), любые драгоценности (кольца, серёжки, браслеты и тд.), банковские карточки, Power bank и часы.  Спальники, палатку, одежду мы не декларировали. С заполненными карточками подошли к погранцам и положили свои рюкзаки на скан. После этого они попросили расстегнуть их и показать содержимое. На эти манипуляции ушло не более трёх минут и по итогу нам поставили штампы в миграционки и отпустили проходить паспортный контроль. Простояв в очереди минут сорок, получаем заветные отметки в паспорта и со счастливыми лицами идём в Узбекистан.

Путь от узбекской границы в Ташкент!

От границы до Ташкента оставалось всего ничего - каких-то 10 километров. Но их ещё надо было преодолеть. Не успели мы шагнуть на узбекскую землю, как к нам начали приставать менялы и таксисты. Чем дальше мы отходили от границы вглубь страны, тем дешевле были их услуги. "Приграничные" таксисты предлагали уехать с ними до Ташкента за 3000 сум. Через каких-то двести метров предлагали увезти уже за 2500. то же самое и с менялами. По мере отдаления от границы, курс уменьшался в геометрической прогрессии. Мы нашли людей, которые за 10 российских рублей давали 900 сум. Излишняя назойливость местных "приставал" начала порядком напрягать, поэтому мы решили побыстрее найти автобус или маршрутку и умчаться наконец в город. Благо недалеко стояла маршрутка с надписью "ипподром". Поинтересовались у водителя доедем ли мы до Ташкента, тот одобрительно кивнул головой. Запрыгнули сами, затащили свои рюкзаки, расплатились за проезд (всего по 600 сум с носа) и умчались в сторону города. Маршрутка нас привезла на какой-то здоровенный рынок. Мы не растерялись и начали обход базара в поисках дешевых и необычных вещиц....Наш энтузиазм иссяк через минут десять....Кроме китайского ширпотреба, кучи овощей и фруктов, которые и так продаются на каждом углу, покупать здесь особо было нечего.

Вот ты какая, узбекская кухня!!!

Словно свет в конце тоннеля, мы увидели кафе, на крыльце которого стояли милые узбечки-официантки и активно зазывали людей к себе. Мы не смогли пройти мимо и заглянули сюда отобедать.

Узбекская кафешка Узбекская кафешка

Порции здесь просто громадные. Не зная об этом нюансе, мы решили устроить праздник живота. Взяли по тарелке лагмана за 1500 сум и узбекское карпаччо с овощами и специями за 4500 сум. Всё это дело "впихнуть" в себя полностью не получилось. Поэтому если кто окажется в этих краях,берите одну порцию на двоих, не ошибётесь.

Ознакомление с ташкентским метрополитеном!

Пока обедали, обдумывали ход наших дальнейших действий. Maps Me нам подсказало, что в трёх километрах от рынка находится станция метро Сабир Рахимов. Оттуда можно и в центр уехать, и на метро заодно покататься. Пока двигались в сторону станции метро, заметили,что процентов 90 машин либо "шевроле", либо "део". Увидеть иномарку - это редкий случай. Более того, почти все узбекские автолюбители выбирают машины белого цвета. Позже мы узнали, что в Узбекистане действуют просто зашкаливающие ввозные пошлины на иномарки, поэтому многие ездят на автомобилях отечественной сборки. А белые лишь потому, что в Ташкенте очень жарко, а как известно машины светлых тонов лучше поглощают солнечные лучи.

Минуя заброшенный ипподром, очередной рынок и автовокзал,добрели до станции метро Сабир Рахимов. Отсюда и началось знакомство с узбекской милицией. Первый раз наши рюкзаки обшмонали уже на входе. Потом для профилактики ещё и перед турникетами.  Милиционеры везде были  вежливыми и тактичными,поэтому нас это не слишком напрягало.

Знакомство с ташкентским метро

Начитавшись куча статей об интерересности и необычности оформления станций метро,мы были в предвкушении чего-нибудь эдакого. В принципе метро как метро,аналогичное минскому или московскому, с типичным советским оформлением. Больше всего впечатлила станция "Космонавтлар",стены которой украшены панно с портретами известных личностей: Юрия Гагарина,Валентины Терешковой и других не менее известных в советское время космонавтов.Цена за проезд в метро Ташкента более чем демократичная - всего 200 сум. На выходе из метро нас ещё разок осмотрели люди в зелёных одеяниях.

Попытки осмотра ташкентских достопримечательностей.

Оказавшись в центре города,решили осмотреть основные достопримечательности: площадь Мустакиллик, мечеть Тилла-Шейх, сквер Амира Темура, Медресе Кукельдаш.....Но нашим планам не суждено было сбыться. Первым пунктом в плане посещения значилась площадь Мустакиллик, куда мы собственно и направились.....Нас туда не пустили!Да,да,именно. Представители правоохранительных органов оцепили её по периметру. Один из дяденек в зелёной форме нам сказал, что в связи со смертью президента, вход ко всем  достопримечательностям закрыт на неопределённый срок. Так же обстояли дела и в остальных крупных городах, Бухаре и Самарканде....Вот так облом!!!  Значит ничего не остаётся, как выезжать из города и держать курс на Таджикистан. По пути удалось немного пощёлкать некоторые административные здания и скверы.

Наглые узбекские таксисты!

После неудачных попыток найти вписку или хотя бы дешёвый хостел мы с твёрдым намерением решили поскорее покинуть пределы Ташкента, а ещё лучше  Узбекистана в целом. Поэтому решили брать курс на ЖД вокзал. Пока мы туда добрались, уже успело стемнеть.

Начали перебирать всевозможные варианты. Вначале решили зайти внутрь вокзала и узнать ходят ли какие-нибудь поезда/электрички в сторону Таджикской границы. На входе опять таки прошли уже привычную за день процедуру досмотра. Ближайший подходящий нам поезд до Андижана отправлялся только вечером следующего дня, да и цена билета по узбекским меркам кусачая - целых 15000 сум. Ну что ж, надо теперь покумекать что делать дальше....А дальше решили выбраться за пределы города и там заночевать где-нибудь. Подходящей маршрутки или автобуса, которые вывезли бы нас из Ташкента мы так и не обнаружили. Зато оценили приставучесть и гипернавязчивость таксистов. Мы и так отказывались и сяк, но всё равно не устояли перед напором одного из "бомбил". В итоге договорились, что тот подбросит нас до узбекско-таджикского перехода, который находится в 100 км от Ташкента. Стоит отметить, что существует ещё один пункт пропуска, который ближе того,куда мы собрались ехать. Выбор пал в пользу первого варианта из-за того, что тот расположен ближе к   Худжанду - второму по величине городу  Таджикистана...Сели в машину и поехали. Уже с самого начала мы почувствовали что-то неладное. Вместо того, чтобы сразу ехать к пункту назначения, таксист нас зачем-то начал катать по ташкентской кольцевой. На наш вопрос зачем всё это, он ответил, что хочет нас завезти в самый лучший магазин города, где продаются самые вкусные продукты. Оказывается - это ещё один способ заработка. Вначале навязчиво предложит покушать, потом и за продуктами сам сбегает......а на выходе называет цену в два раза больше магазинной. Вот он, сервис по-ташкентски. Мы то ребята бывалые, нас такими штучками не развести, а вот тётеньку, что ехала с нами в одной машине, таксист "накормил" на полную катушку. Дальше больше. Наш доблестный бомбила договорился с какими-то своими друзьями и пересадил нашу попутчицу в другую машину, а нас повёз по маршруту назначения. По пути заехал на АЗС и попросил расплатиться за проезд сразу (к слову это 1000 российских рублей)....То,что произошло дальше, окончательно испортило нам настроение, да и отношение к Узбекистану в целом. Всю дорогу мы слушали нытьё о том, как сложно живётся узбекам, работы нет,зарплаты маленькие у всех. Автостоп есть где угодно, только не в Узбекистане. Эпогеем всего вечера стала просьба таксиста расплатиться дополнительно за багаж. Этот нехороший человек начал в прямом смысле вымогать с нас деньги, о которых мы даже и не договаривались. Попросили его остановить машину, чтобы мы могли выйти. Однако тот не хотел нас выпускать ночевать в палатке посреди ночи не пойми где. На одном из форумов я прочитал, что узбеки очень трепетно относятся к своей стране и готовы из кожи вон лезть, чтобы не опозорить лицо государства. Так оно и вышло. Как только мы начали "давить на совесть" фразами типа "своим поведением вы позорите Узбекистан", "у вас в стране траур, все друг другу помогают,а вы готовы отобрать последнее" этого таксиста как подменили. Разговор сразу перешёл в другое русло. Даже еду начал предлагать бесплатно. Но нам ничего от него не нужно, лишь бы до границы быстрее довёз....Довезти то довёз,но не туда, куда мы его просили. Настроение было испорчено окончательно, поэтому уже не стали усугублять ситуацию. Главное, что скоро  будем в Таджикистане.

Прохождение узбекско-таджикской границы!

На КПП мы прибыли в 22.30. На границе шаром покати...Кроме пары фур и китайца на трейлере никого больше не было. Граница спокойно переходится пешком. При прохождении паспортного контроля, нам всунули по две миграционки, которые нужно заполнить в "узбекском стиле" (с указанием всей валюты и драгоценностей). Дальше пропустили наши рюкзаки через скан. На этот раз ничего открывать и показывать не просили. После всех этих процедур, заветные штампики о выбытии из Узбекистана красовались в наших паспортах. На всё про всё у нас ушло полчаса....Дальше по курсу - Таджикистан......